"Занимательная грамматика", 3 кл.

 Занимательная грамматика

Дата. 08.12.2020

Тема.   Встреча с зарубежными  друзьями      

- Сегодня мы познакомимся со словами, которые пришли в наш язык из
других языков. Заглянули в гости и остались в русском языке навсегда.
(иностранные слова, иноязычные, заимствованные)
- Некоторые из них так давно и прочно вошли в наш язык, что мы не воспринимаем их как иностранные, а иногда даже и не догадываемся.
(школа, картина, стул, кровать, хлеб, сахар, чай и др.) 
II. Работа по теме урока.
1)
- Как вы думаете, почему слова путешествуют из одного языка в другой? 
( когда и как это происходит?)
- Народы разных стран связаны друг с другом . Страны торгуют друг с другом, обмениваются достижениями науки и техники, литературы и искусства, их связывает также спорт и туризм ).

Причины: а) научные термины ( «термин » - лат. слово или сочетание слов, обозначающее понятия, применяемые в науке, технике, искусстве и т.д.) 
б) новые понятия в языке (принтер, плейер, йогурт, скотч и др.)
в) компьютер - ЭВМ ( 1-ым удобнее пользоваться.) 
г)есть слово «дорога» - новые слова: шоссе и автострада (разные значения)
«шоссе» ( фр.)- автомобильная дорога с твёрдым покрытием . 
«автострада» (итал.) - дорога для массового скоростного движения автотранспорта, не имеющая пересечений)

2) 
- Заимствованные слова вы можете встретить на улицах нашего города (вывески, витрины и т.д.) 
- Проверим вашу внимательность и наблюдательность. Я продиктую вам некоторые из них, постарайтесь написать их грамотно )
Ателье, кафе, такси, аптека, парикмахерская, фотография, поликлиника, ремонт, косметика, галантерея.
Примечание: следующие слова сделать на отдельных листах, раздать детям для работы над значениями слов.
Ателье (фр.) - 1)предприятие по оказанию бытовых услуг населению (по шитью, ремонту и т. д.
2) мастерская художника, фотографа, скульптора и т. д. 

Аптека (гр., «склад», «кладовая») –учреждение для изготовления, хранения и продажи лекарств и др. медицинских товаров.
Галантерея (фр., «вежливость, обходительность».)-торговое название предметов туалета и личного обихода (например, пуговицы, перчатки, галстуки, ленты и др.)
Кафе (фр.) – небольшой ресторан, где подают кофе, чай, прохладительный напитки и т.п.
Косметика (гр., «искусство украшать») – средства и способы ухода за кожей, применяемые с целью улучшения внешности человека.
Парикмахерская (нем.) - заведение для стрижки, бритья и прически волос.
Поликлиника (нем.-гр.) – лечебное учреждение для оказания медицинской помощи приходящим больным и на дому.
Ремонт (фр.) – устранение повреждений, поломок, изъянов, неисправностей. 
Такси (фр.) – легковой или грузовой автомобиль для перевозки пассажиров или грузов с оплатой.
Фотография (гр., «фото» - свет) – 1)изображение предметов, получаемое на светочувствительных материалах. 
2) мастерская, где изготавливаются такие снимки.
(Проверка написанного, объяснение значений слов или ЧТЕНИЕ этих слов по отдельным листам).

3) «Объяснялки» ( слово не называется). По описанию надо узнать слово).
а) Акваланг (лат. «аква»-вода, англ. «ланг»-лёгкое)-устройство для дыхания человека под водой.
б) Котлета (фр.)-овальная лепёшка из мясного и рыбного фарша. которую жарят и подают на второе.
в) Витамины (лат. «вита-жизнь)-вещества, необходимые организму для нормальной жизнедеятельности организма человека и животных.
г) Тетрадь, карандаш, газета, каникулы - (объяснить значения этих слов) 
Можно сделать подсказки : 
АКВ-- -- -- -- --КО-- -- -- -- --ВИТ-- -- -- -- --
ТЕТ-- -- -- --КАР-- -- -- -- --ГАЗ-- -- --КАН-- -- -- -- -- )
4) Многие слова содержат иноязычные частицы, пришедшие к нам из других языков. (Показать частицы без перевода, предложить объяснить.)
АКВА (лат. «вода»)БИО (гр. «жизнь»
АВИА (лат. «птица»)ГРАММА (гр. «буква,запись»)
АВТО (гр. «сам»)ГРАФО (гр. «пишу»)
ТЕЛЕ (гр. «далеко»)ФОН (гр. «голос», «звук»)
ПОЛИ (гр. «много»
- Назовите слова с этими частицами и объясните их значение.
Физминутка.
б) Эту группу слов надо расшифровать.
Вид задания: (НА КАРТОЧКАХ, по выбору)
Анаграмма (гр., «пере»+ «буква»)
Карточка.
1 сторона.
Фрукты. 
АСНААН- АНАНАС (исп,) ИМЛОН-ЛИМОН(перс,)
АНАБН-БАНАН(исп,) ИВИК-КИВИ (австрал.)
АМАДНИРН- МАНДАРИН( исп.) ВОАКДОА-АВОКАДО (порт.)
АНЕЛЬСИП-АПЕЛЬСИН (гол.)
2 сторона.
Спорт. (англ.)
КОХЙЕК-хоккейЛОВЙЕЛОБ-волейболШИФИН-финиш
ЛОТБУФ-футболОСКБ-боксРЕОКДР-рекорд

5) Познакомиться с другими словами нам помогут МАЛЬЧИКИ-ИНОСТРАНЦЫ.
ТОМ и ПЬЕР (картинки)
Очень много слов, связанных с учебной деятельностью пришло из латинского и греч. языка.
а)
алфавит (гр.) математика ( гр.) - познание, наука
портфель (фр. «носить»+ «лист») альбом (фр.)
глобус (лат.) - «шар» класс (лат.)
радиус (лат.) - «спица в колесе» библиотека (гр.)
в) Слова из англ. яз. (на демонстрационных листах)
Кекс, трамвай, баскетбол, сквер, спорт, свитер.
- Составить словосочетания с подходящим глаголом.
г) Пьер представляет слова из фр. яз.
Бульон, крем, салат, котлета, костюм, пальто.
- Составить словосочетание с прилагательным.
д) Слова из немецкого яз.
- Предложить выборочно объяснить значения слов, а затем составить шуточный рассказ.
Бутерброд, вафля, ракета, шпион, галстук, банкир.
е) Слова из итальянского яз. (Прочесть, можно выделить группу слов - «искусство» и «продукты»)
Опера, дуэт, балерина, флейта, помидор, пицца.
ЭТО ИНТЕРЕСНО. 
Иногда слова, путешествуя из одного яз.в другой, меняют своё значение.
ж) сарай (из перс.) - было в значении «дворец» (Приобрело новое значение слова при переходе в др. яз.)
6) Признаки заимствованных слов:
- Какие вы заметили общие признаки у иноязычных слов?
По таблице читают признаки (см. Приложение 1)
Физминутка.
7) Найди и подчеркни слова иностранного происхождения:
Бабушка, дом, пюре, аист, голова, лето, схема, гений, лес, кефир, арбуз, трава, ворона, слава, эхо, поэма, фикус, берег, дрова, сумма, бордюр, берёза, театр.
8) Знакомство со словарями («Современный словарь иностранных слов» и т. п.) 
9) Написать свои слова жителям других планет.
- Представьте, что когда-то жители разных планет будут общаться друг с другом. Какие слова вы хотели бы передать им, чтобы они включили их в свой язык. Самые важные, тёплые, интересные.
- Напишите на листочках.
10) Рефлексия.
-Вспомните тему нашего урока, почему заимствованные слова мы называем друзьями? (Они помогают, уточняют, дополняют,)
Но пользоваться ими нужно там, где это необходимо, не засоряя свой родной язык ненужными («yes», «o’k», «wow» и т.д.)
- Что узнали нового?
- Какое задание понравилось больше всего?

11. Дом. задание:
Замени близким по значению русским словом или выражением:
Абзац (нем.) –
Атлет (гр.) –
Абсурд (лат.) –
Визит (фр.) –
Голкипер (англ.) –
Дефект (лат.) –
Интервал (лат.) –
Информация (лат.) –
Комментировать (лат.) –
Контур (фр.) –
Портьера (фр.) –

 Занимательная грамматика

Дата. 01.12.2020

Тема.   Новые слова в русском языке 

https://cloud.mail.ru/public/2KV5/3szombeMT


 Занимательная грамматика

Дата. 30.11.2020

Тема.    ДОБРЫЕ СЛОВА  


Занимательная грамматика

Дата. 23.11.20       

ТЕМА. ДОБРЫЕ СЛОВА 

Ход занятия:

Орг. момент: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправляемся в путешествие по сказочной стране «Добрые слова».

Но прежде отправиться, мы должны с вами получить билеты на наш поезд. А для этого нам  необходимо подумать, какие добрые слова мы знаем.

Деятельность учащихся:

Здравствуйте, пожалуйста, доброе утро, спасибо, доброго пути, извините, прости, добрый день и т.д.

Деятельность учителя:

Молодцы! Теперь мы отправляемся в путешествие!

Ребята, давайте подумаем, почему те слова, которые вы сказали, называются  «добрыми»?

Ответы детей:

Деятельность учителя:

В русском языке есть особенная группа слов, от которых на сердце  тепло и благодарность, любовь и надежда, милосердие и сострадание.

Сказанное слово, словно семя, падает в сердце человека. А от этого доброго семени вырастает и добрый плод .

Вот сейчас мы и узнаем много нового об этих словах.

Наша первая остановка – город «Здравствуйте!»

Слово здравствуйте очень старое. Связано оно со словом дерево. Когда-то давно люди, произнося слово «здравствуйте», желали другим быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево (например – дуб). И теперь мы, когда говорим это слово, желаем человеку быть здоровым, сильным, крепким.

Ребята, какими словами можно заменить слово «Здравствуйте»?

Деятельность учащихся: Добро утро, добрый день, добрый вечер!

Сморите, кто нас встречает на станции! Это Буратино! Он предлагает нам выполнить задание: Придумайте 4 предложения со словами: «здравствуйте», «доброе утро», «добрый день» и «добрый вечер».

Зачитываем и обсуждаем несколько примеров

Работа со стихотворением В.Коркина «Доброе утро»

Учитель зачитывает стихотворение. Вопросы:

1) Какое доброе слово часто встречается?

2) Мы можем заменить слова «доброе утро» словом «здравствуйте»? Смысл стихотворения поменяется?

3) С какой целью лирический герой желает всем доброго утра?

4) А вы желаете доброго утра своим близким и друзьям?

Поиграем!

Ребятам предлагается произнести слово «здравствуйте» со множеством разных оттенков голоса, в зависимости от интонации слово “здравствуйте” может прозвучать:

- официально (сухо, строго, по-деловому)

- весело, по-дружески

- вопросительно (испуганно, недоверчиво)

- пренебрежительно (без желания общаться)

- грустно, печально

- уважительно (с почтением, с поклоном)

- доброжелательно, бодро (оптимистично, в хорошем настроении)

Деятельность учителя:

А нас ждет следующий город! Он называется «Спасибо»

Добрые слова благодарности: спасибо, благодарю вас.

Спасибо – выражение благодарности. По происхождению русское слово. Возникло оно в результате сращения сочетания спаси богъ; в нем исчез  ъ и конечное г: спаси богъ>спасибогъ>спасибо.

Благодарю (форма глагола благодарить) - старославянское слово. В старославянском языке глагол оформился в результате калькирования греческого сложения со значением частей: "благо, хорошо" и "давать, преподносить".

Народная мудрость гласит: «Девочка спесива, не скажет спасибо».

Незнайка нам предлагает немного поиграть: соберите слова из разбросанных букв.

Следующая наша остановка – это город «Пожалуйста».

Ребята для чего нам нужно слово «пожалуйста»?

Ответы детей:

Деятельность учителя:

Вежливое, волшебное, доброе слово «пожалуйста». Его мы произносим в ответ на спасибо и тогда, когда просим о чём-нибудь. Вежливый человек произносит это слово раз пятнадцать в день. И не только в школе, в библиотеке, на улице, но и дома.

Откуда же пришло к нам это слово?

Давайте посмотрим, что на это скажет нам Тетушка Сова:

Слово «пожалуйста» происходит от двух слов: «пожалуй» и «ста». В устах древнерусского человека слово «пожалуй» означало: «сделай милость», «окажи любезность». Что касается маленького словечка «ста», то оно является устаревшей формой обращения» обычно в качестве приставки к имени.

Мы с вами используем слово «пожалуйста» в двух значениях:

1) вежливая просьба

2) ответ на благодарность

Тетушка Сова предлагает нам выполнить задание:

Составьте предложение, в котором:

I вариант: слово «пожалуйста» будет в значении просьбы

II вариант: слово «пожалуйста» будет в значении ответа на благодарность.

Дети выполняют задание, обсуждаем результат

На сегодня наше путешествие пришло к концу, но нас еще ждут другие города с интересными испытаниями.

Поведение итого:

Ребята, что нового вы сегодня узнали?

Зачем нам нужны добрые слова?

 Занимательная грамматика

Дата. 16.11.2020

Тема. В гостях у слов- родственников                                                                                              

 Создание проблемной ситуации.

Прежде чем отправиться в гости к словам - родственникам, вспомните, что же это за слова, почему они так называются?

Послушайте сказку. «Семья слов»

Давным-давно на волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью быстро разрастаться.

Когда папа-корень превращался в деревце, на нем вырастали новые слова-веточки. Все они были очень похожи на своего папу, но в каждом слове-веточке было что-то свое, особенное. Иногда из корня вырастало целое дерево! Слова-веточки, проросшие из одного папы-корня, стали называть однокоренными, или родственными. Ведь все они были детками одного папы, то есть родственниками.

Общую же часть родственных слов с тех пор называют корнем.

Итак, слова, близкие по значению и имеют общую часть, называют родственными или однокоренными.

Отправляемся в гости к словам – родственникам. Они нас будут развлекать своими упражнениями. А вы должны постараться их выполнить быстро и правильно.

№1

Прочитайте. Распределите слова по группам. Как называются слова каждой группы? Почему?

Гриб, гора, грибной, лес, сад лесной, горняк, садовый, горка, грибок, лесок, грибник, , садик, горный, лесник, садовод

Подчеркните в словах каждой группы общую часть.

Вспомнили, что в родственных словах главное корень. А какие еще части слова вы знаете?

(Приставка, суффикс, окончание)

С помощью каких частей образуются новые однокоренные слова?

С помощью приставки и суффикса.

Это хозяева следующего нашего упражнения.

Игра «У кого цепочка длиннее»?

Образуйте и запишите как можно больше однокоренных слов, с данными корнями.

 с корнем -ход-

с корнем –мороз

с корнем -звон-

Желаю успеха!!!

Занимательная грамматика

Дата. 09.11.2020

Тема. В гостях у слов- родственников

- Ребята сегодня мы отправляемся в гости к словам - родственникам, вспомните, что же это за слова, почему они так называются?

Прочитайте сказку. «Семья слов»

Давным-давно на волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью быстро разрастаться.

Когда папа-корень превращался в деревце, на нем вырастали новые слова-веточки. Все они были очень похожи на своего папу, но в каждом слове-веточке было что-то свое, особенное. Иногда из корня вырастало целое дерево! Слова-веточки, проросшие из одного папы-корня, стали называть однокоренными, или родственными. Ведь все они были детками одного папы, то есть родственниками.

Общую же часть родственных слов с тех пор называют корнем.

Итак, слова, близкие по значению и имеют общую часть, называют родственными или однокоренными.

Отправляемся в гости к словам – родственникам. Они нас будут развлекать своими упражнениями. А вы должны постараться их выполнить быстро и правильно.

№1

Прочитайте. Распределите слова по группам. Как называются слова каждой группы? Почему?

Гриб, гора, грибной, лес, сад лесной, горняк, садовый, горка, грибок, лесок, грибник, садик, горный, лесник, садовод

Подчеркните в словах каждой группы общую часть.

Вспомнили, что в родственных словах главное корень. А какие еще части слова вы знаете?

(Приставка, суффикс, окончание)

С помощью каких частей образуются новые однокоренные слова?

С помощью приставки и суффикса.

Это хозяева следующего нашего упражнения.

Игра «У кого цепочка длиннее»?

Образуйте и запишите как можно больше однокоренных слов, с данными корнями.

 с корнем -ход-

с корнем –мороз-

с корнем -звон-

-сад-, -цвет-;

 Повторение.

Игра “Закончи предложение”, употребив однокоренное слово.

В столовой стоит большой круглый …(стол).

 В голубятню принесли нового… (голубя).

 Садовник ухаживает за … (садом).

 Лесник бережёт. ..(лес).

 В солонку насыпали …(соль).

 В кормушке был …(корм).

 Из конюшни вышел …(конь).




Занимательная грамматика

Дата. 02.11.2020

Тема. Чудесное превращение слов.

- Сегодня, друзья, мы с вами отправимся в страну « Чудесных превращений слов». Очень важно,  чтобы в слове каждая буква стояла на своем месте. А что бывает, если на месте одной буквы встает другая, можно увидеть в одной из историй, которая происходила в нашей стране.

 Ведущий: все началось с того, что Маша нарисовала ворону. Нарисовала, и написала: «варона».

Таня: Я ей говорю:- ты неверно написала. После В надо писать О, а не А.

Ведущий: а Маша отвечает.

Маша: Ну подумаешь, одна буква. Какая разница? И так все поймут.

Таня: А ну-ка зачеркни в слове ворона букву Н. А теперь вместо нее напиши букву Т. Что получилось?

Ведущий: Смеется Маша.

Таня: Поняла, что значит одна буква?

- Ну что, убедились, что одна буква моет творить чудеса? Но наши чудеса продолаются.

Стихи с заблудившимися буквами.

Неизвестно, как получилось,

Только буква заблудилась,

Заскочила в чей-то дом

И хозяйничает в нем.

Но едва туда вошла

Буква-озорница,

Очень странные дела

Начали твориться.

 

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме.

Там ползет зеленый лук

С длинными усами.

 

Врач напомним дяде Мите:

- Не забудьте об одном:

Обязательно примите

Десять цапель перед сном.

 

Жучка будку не доела:

-Неохота, надоело…

 

Мы собираем васельки,

На голове у нас щенки.

 -Да, интересные изменения могут произойти со словом: если заменить одну букву слово становится другим. И таких слов в русском языке много.

Чудо-слова.

Подберите слова, которые отличаются на одну букву.

Ум-ус-уж

День-пень-лень

Палка-пилка-полка

Мак-рак-бак

Кот-ком-кол

Коза-коса-кора

Кашка-кошка-каска

Бочка-дочка-точка

 

Игра « спрятавшиеся слова»

В каждом слове, которые написаны спрятаны еще слова. Найдите их.

Хлев, уточка, столб, щель, укол, зубр, коса, мрак, полк, удочка, волк.

Игра «Эхо»

- в нашей чудесной стране живет эхо. Вы знакомы с ним? Вы кричите, а эхо вам отвечает, но вы слышите только конец слова. Я назову слово, а вы хором произнесете конец, чтобы получилось новое слово.

Смех, скот, экран, олень, мель, клещ, снаряд, кремень, град.

 

Игра « флот ….»

Наши жители чудесной страны очень любят слово «флот». Давайте и мы с ним поиграем.

Запишите 4 слова: пена, шар, бор, метр. Из слова флот нужно брать по 1 букве и добавлять в конец каждого слова, чтобы получилось новое слово.

 

Знакомство с метаграммой.

Метаграмма- загадка, в которой зашифрованы слова, различающиеся 1 буквой.

С ё - колючий

С у – ползучий. (уж, еж)

Когда я с ч, то из меня ты пьешь, когда я с ш – врагов ты мною бьешь. (чашка, шашка).

С ч – я над водой летаю, с г – навинченной бываю. (чайка, гайка).

 

Расставьте буквы на свои места:

Мама мол пыла,

Дочка маму рыла,

Дедушка восок нязал,

А сынок тоску десал.