08.10.2020
Библиотечный урок «Структура книги как инструмент информационной деятельности»
Цель: Формирование основ знаний о структуре и основных элементах
книги.
Задачи:
·
Сформировать понятия:
обложка (переплет), титульный лист, корешок, страница.
·
Сформировать основу
умений использования элементов книги для её характеристики;
·
Формировать навыки
работы в команде.
Ход
мероприятия
Библиотекарь: Здравствуйте, ребята. Вашему вниманию предлагаю изучить
библиотечную азбуку. Проведем библиотечный урок по теме «Структура книги как
инструмент информационной деятельности».
Чтец:
Я книги выбираю с наслажденьем,
На полках, в тишине библиотек.
То радость вдруг охватит, то волненье.
Ведь книга каждая как будто человек.
Одна стара, мудра, зачитана до дыр.
В другой - все необычно, странно, ново.
Мне книги открывают целый мир.
За шагом шаг иду от слова к слову.
Библиотекарь: Действительно книга является нашим надёжным помощником.
Она входит в нашу жизнь с самого раннего детства, и мы привыкаем к ней. Как
привыкаем к воздуху, которым дышим, к солнцу, которое освещает все вокруг.
Библиотекарь: А какие ваши любимые книги, о чем они?
Библиотекарь: Да, с книгой каждый из нас путешествует и в будущее и в
историю. Что же такое книга?
Библиотекарь: Если бы вы не умели читать, вы бы сказали - пачка бумаги,
только в картонках. Но это далеко не так. Вы открываете книгу. Вместе с героями
книги вы отправляетесь на далекие планеты, опускаетесь на дно морское,
оказываетесь в другом времени. Так что книга - это великий волшебник.
Вы закрываете книгу, сдаете ее в библиотеку. Книги с вами нет. Но мысли,
которые были в книге, остались. Вы что-то узнали, чему-то научились. Вам
хочется стать такими, какими были герои книги. Вы становитесь умнее, добрее,
опытнее, грамотнее. А помогла вам книга. Недаром книгу зовут добрым советчиком,
спутником, другом.
Библиотекарь: И сегодня мы должны узнать: «Из каких же частей состоит
книга?»
У людей есть туловище, руки, ноги и т.д. А из чего состоит книга?
Ответьте, что вам помогает выбрать книгу?
Действительно, вы по обложке выбрали книгу, ведь именно с обложки она
начинается.
Что такое обложка?
Каждая книга обязательно одета в обложку.
Для чего она необходима книге?
Библиотекарь: Чтобы страницы не потерялись и были всегда аккуратными, на
них «надевают» специальную одежду книги – переплёт или обложку. Она бывает
мягкой, сделанной из бумаги, или твёрдой – тогда её называют переплётом.
Библиотекарь: Рассмотрите свою книгу и скажите, какая информация содержится
на вашей обложке?
Библиотекарь: А сейчас поиграем в игру «Угадай книгу». По обложке
попробуем определить, про что книги, которые перед вами?
Дети определяют по обложке содержание книги (названия книг заклеены)
Трудно определить только по картинке содержание книги?
Библиотекарь: Поэтому на обложке обязательно пишут информацию. Напомните
какую?
Библиотекарь: Но обложка, как одежда у людей, бывает и обманчивой,
т.е. красивой, но совершенно неинтересной и книга может быть старенькой, но
очень интересной.
Библиотекарь: На очень дорогих или подарочных изданиях есть еще
одна обложка, которая называется – суперобложка или дополнительная
обложка.
Предназначена она для сбережения книги от грязи и повреждений, а также
служит её украшением и дополнительной рекламой книги.
Библиотекарь: А теперь, скажите, что мы видим внутри обложки?
Правильно листы. Одна из сторон листа бумаги в книге называется – страница.
Библиотекарь: Все страницы в книге скреплены вместе с помощью
корешка. Он – дедушка
страничек. Всегда на виду. Если книга стоит на полке, то всякий может его
увидеть. Рассмотрите свой корешок, что за информация на нем содержится?
Библиотекарь: Если мы откроем обложку, то увидим титульный лист книги – самую главную страницу. Это как пароль к
компьютеру, на нем много информации, но с титульным листом книги мы
познакомимся позднее.
Библиотекарь: Итак, давайте повторим, из чего состоит книга? Это
новые слова, их надо запомнить обязательно.
·
Обложка (переплет)
служит для того, чтобы предохранить страницы книги от загрязнения.
·
Корешок
·
Страница
·
Титульный лист
Библиотекарь: Молодцы! Вы все хорошо запомнили.
Звучит песня «Небылицы».
Библиотекарь: А к нам кто-то спешит в гости.
Выходит книга
Книга: Привет! Я – Книжка. Вы меня звали? Слышала я, что вы
хотите дружить со мной! А знаете, что я могу? Я могу поднять вам настроение,
могу дать советы, люблю играть и мастерить. Я очень скучаю, когда вы не
приходите в библиотеку. Так давайте дружить! Возьмите за руки друг друга и
поднимите руки к верху.
«Добрый день», - тебе сказали,
«Добрый день», — ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Почувствуйте тепло своих ладошек. Это нас с вами тоже связали ниточки теплоты
и доброты. Чувствуете?»
КНИГА: Ну, вот теперь мы настоящие друзья!
Библиотекарь: Вы убедились, что книга — это живое существо? Ей нельзя
делать больно: рвать, мять, пачкать. Сейчас наши артисты расскажут вам одну
печальную историю.
Исполняется сценка «Две книжки», автор Ильин С.
Автор: Однажды встретились две книжки.
Разговорились меж собой.
1 книга: «Ну, как твои делишки?» - одна спросила у другой.
2 книга: «Ох, милая, мне стыдно перед классом:
Хозяин мой обложки вырвал с мясом,
Да что обложки… Оборвал листы.
Из них он делает кораблики, плоты и голубей.
Боюсь, листы пойдут на змей, тогда лететь
мне в облака.
А у тебя целы бока?»
1 книга: «Твои мне не знакомы муки. Не помню я такого дня,
Чтобы, не вымыв чисто руки, сел ученик читать меня.
А посмотри-ка на мои листочки: на них
Чернильной не увидишь точки.
Про кляксы я молчу – о них и говорить-то неприлично.
Зато и я его учу не как-нибудь, а на отлично».
Автор: В басне этой нет загадки, расскажут напрямик,
И книжки, и тетрадки, какой ты ученик.
Библиотекарь: Я думаю, среди вас только хорошие ученики, которые бережно
относятся к своим вещам и книгам. Ведь книги – это живые существа. И они всегда
с нетерпением ждут вас в библиотеках. А дома вы придумаете свою обложку к
сказке А. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино»
Чтец:
Читайте, мальчишки!
Девчонки, читайте!
Любимые книжки
Ищите на сайте!
В метро, в электричке
И автомобиле,
В гостях или дома,
На даче, на вилле –
Читайте, девчонки!
Читайте, мальчишки!
Плохому не учат
Любимые книжки!
Не всё в этом мире
Легко нам даётся,
И всё же упорный
И мудрый – добьётся
Того, к чему доброе
Сердце стремится:
Он клетку откроет,
Где птица томится!
И каждый из нас
Облегчённо вздохнёт,
Поверив, что мудрое
Время – придёт!
И мудрое, новое
Время – придёт!
(Н. Пикулева)
Здравствуйте, ребята!